Песчаный берег, слепящее солнце, за вашей спиной - безбрежные
просторы океана, безжалостно поглотившего всех ваших друзей, а
перед вами - пугающий своей неизвестностью тропический лес... И
отчаяние! Страшное чувство, способное лишить вас разума и, как
следствие, жизни. Вы - и дикая, первозданная природа, один на один.
Кто кого?
Не правда ли, знакомая ситуация? Не сомневаюсь, что вы безошибочно
назовете и имя литературного героя, оказавшегося в этой ситуации.
Да, вы правы, это - Робинзон Крузо.
1. У нас существуют два перевода "Робинзона Крузо": один, так
сказать, "взрослый", то есть сделанный с подлинника, с некоторыми
сокращениями, но в целом передающий содержание оригинала, а
второй - "детский", то есть специально адаптированный (измененный)
для детей текст "взрослой" книги. Сделал эту адаптацию прекрасный
детский писатель Корней Чуковский. Я надеюсь, что вы уже достаточно
взрослый человек для того, чтобы познакомиться с полным текстом
"Робинзона Крузо". Поверьте мне, вы получите большее наслаждение и,
главное, правильно поймете, что же все-таки хотел сказать своей
далеко не детской книгой Дефо. А в дальнейшем обязательно прочтите
вторую книгу о Робинзоне, о его "дальнейших приключениях". Разве
можно расставаться с полюбившимся героем на полпути?
2. Кстати, посмотри, кто перевел книгу, которую ты прочел? Прочитав
роман, вы, наверное, обратите внимание на то, что вся история
Робинзона делится на три части:
а) доостровная жизнь героя,
б) пребывание Робинзона на острове,
в) встреча с людьми и дальнейшие приключения героя.
Автор как бы ставит три вопроса: каким был до острова Робинзон?
Каким стал на острове? Каким он войдет в мир людей после многих
лет одиночества? Такое деление подразумевает, что в центре
всего романа оказывается жизнь Робинзона на острове. Таким образом,
композиция романа сразу же подчеркивает значимость островной
эпопеи* героя.
*Эпопея - ряд крупных, значительных событий, образующих целое.
А) Прочтите внимательно доостровную историю. Постарайтесь,
отталкиваясь от текста, ответить на несколько вопросов.
Прежде всего, почему Робинзон уходит в море? Обратите
внимание на слова "страсть к морю" и "что-то роковое в этом
природном влечении". Слушается ли Робинзон советов друзей,
уговоров отца? А подготовлен ли он к морю? И вообще, как
воспитан Робинзон? Готов ли он к какой-нибудь деятельности?
Учтите, что Робинзону восемнадцать лет, а это возраст, когда
человек уже должен отвечать за свои поступки. Уточните, что
происходит в семье Робинзона после его ухода в море. Как вы
считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?
Вспомните первый выход Робинзона в море. Чем он там занимается?
Учится морскому делу, постигает трудную науку мореплавания? И снова
тот же вопрос: разумно ли ведет себя Робинзон на корабле?
Постарайтесь таким образом четко определить из достоверной истории,
каким человеком попадает Робинзон на необитаемый
остров: разумным или неразумным, то есть человеком, не умеющим
контролировать свои поступки и чувства. Попробуйте
определить, где, в какой ситуации Робинзон проявляет себя как
разумный человек, а где страсти берут верх над разумом. Напомню,
что страсть к обогащению сверх меры в XVII веке считалась
самой губительной для человека.
Б) Итак, кто же ты, Робин? Творец своей судьбы или раб своих чувств
и страстей? Дефо проводит в романе своеобразный эксперимент над
своим героем, в просветительском смысле - эксперимент над
человеческой природой. Цель этого - раскрыть возможности
человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе,
в обществе. А опытной лабораторией становится необитаемый остров.
Как еще может осознать самого себя человек? В гуще людей?
Просветителям нужен был "чистый" эксперимент. Поэтому Д. Дефо
убирает своего героя из общества себе подобных. Робинзон
оказывается один на один со своей природой (разум и страсть), с
природой острова (воплощение природы в целом), со своими
воспоминаниями об обществе.
Посмотрите внимательно, как Дефо последовательно проводит все
этапы эксперимента.
Первый этап. Автор заставляет своего
героя сначала познать самого себя, свою природу: что главное в
человеке - разум или страсти? Как называет свой остров Робинзон?
Как вы думаете, почему? Какие чувства не дают ему покоя? Научился
ли он контролировать их?
Второй этап. Дефо "подбрасывает" своему
герою Библию. Для Робинзона она оказывается настоящим откровением.
Какова роль Книги книг в истории Робинзона? Уточните, когда
Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров. Связано ли
усвоение Робинзоном Библии (второй этап) с покорением природы
(третий этап)?
Итак, третий этап - практическое освоение острова.
Как оно происходит? Обратите внимание, какое значение имеет
художественная деталь при описании трудовой деятельности Робинзона.
Что хочет подчеркнуть Дефо: результат труда, простой физический
труд или же то, как работает Робинзон? Что главное для Дефо в
труде: работа руками или работа головой? Как вы понимаете выражение
"покорение природы"? В чем оно заключается? Обратите внимание на
последовательность действий Робинзона.
В островной истории незримо присутствует и второй план.
Это постепенное осознание Робинзоном сути человеческих отношений.
Что лежит в основе прогресса* человечества? Сложный вопрос, но
опыт, приобретенный на острове, дает Робинзону правильный ответ.
Попробуйте и вы ответить на него.
*Прогресс - движение вперед, улучшение в процессе развития.
Очень важный эпизод в островной истории - перевозка вещей с
полузатонувшего корабля на берег. Какие предметы берет с собой
Робинзон? В какой последовательности? Что олицетворяют собой эти
предметы? Дефо фактически проводит "художественный эксперимент"
над всевозможными предметами, взятыми из жизни человека и общества.
Какова цель этого эксперимента? Обратите внимание на то место,
которое занимает в эксперименте золото. Почему понадобилось такое
сопоставление золота с другими предметами?
В) И вот Робинзон видит след человеческой ноги... Удивительный
эпизод во всем романе! Хотя бы потому, как Робинзон реагирует на
этот след. Он в панике, ужас полностью лишает его на время разума:
он превращается в испуганное животное! Да-да, именно в животное.
Обратите внимание, как тщательно Дефо показывает это состояние
Робинзона.
В чем тут дело? Кого боится Робинзон? Дикарей? А ведь он еще не
знает, что это могут быть дикари. Он боится человека. Вот что
главное. Разумный человек, а именно таким становится Робинзон на
острове, боится неразумного человека. Только разум Робинзона
побеждает чувство ужаса, и сразу же все становится на свои места.
Накопленный жизненный опыт, знания, приобретенные на острове,
позволяют Робинзону занять разумную позицию по отношению к людям.
Дикари в данном случае не в счет: они - прямая угроза жизни
Робинзона, от них надо защищаться. А вот как ведет себя
Робинзон с Пятницей, с цивилизованными людьми (командой
корабля)? Кем становится Пятница для Робинзона: рабом или
слугой? Очень важный вопрос, поэтому не спешите. Как поступает
Робинзон с бунтовщиками?
Убедительность островной истории, правдоподобие созданной писателем
художественной ситуации - уникальное явление в мировой литературе.
Прежде всего, Дефо дал убедительный портрет Робинзона. Постарайтесь
показать, как с помощью психологической характеристики и
художественной детали добивается Дефо такой убедительности образа и
ситуации.
И еще один важный момент. Роман "Робинзон Крузо" по праву
считается романом воспитания. Определите сами, в чем же
заключается особый, воспитательный эффект романа.
Роман стал первым манифестом идей Просвещения. Он оказался
подлинным гимном человеку, гимном неутомимой работе свободного,
всепобеждающего творческого разума, гимном неустанному поиску
самого себя, своего предназначения в жизни, поиску истины.
Рассказав о "бедном Робине", Дефо как бы сказал каждому человеку
на земле: друг мой, как это сложно и как это почетно - быть
человеком, человеком - творцом своей судьбы.
Вопросы и задания для изучающих роман
1. Каковы были действия Робинзона на необитаемом острове? Почему,
на ваш взгляд, они изложены именно в такой последовательности?
2. Что взял с собой Робинзон с разбитого корабля? Почему именно эти
вещи Дефо считает самыми необходимыми для своего героя?
3. Что говорит Робинзон Крузо о деньгах? Какая важная идея эпохи
Просвещения стоит за этим эпизодом?
4. Прочтите и прокомментируйте список "Зло и Добро" из дневника
Робинзона.
5. Какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения
проявилась в подробных описаниях процесса изготовления того или
иного предмета? Найдите эти описания. Смогли бы вы сами обжечь
горшок, следуя этому описанию?
6. Как описываются в "Робинзоне Крузо" дикари? Зачем, на ваш
взгляд, Дефо так подробно описывает встречу Пятницы с отцом?
7. Каким образом устроил Робинзон управление колонией на своем
острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство?
8. Какие подражания "Робинзону Крузо" вы знаете (в кино, в
литературе)? Как в них отражаются время и место их создания?
Предыдущая страница | Следующая страница |